Турбийон – любопытное часовое усложнение, которое особенно ценится любителями высокого часового искусства и коллекционерами редких моделей часов. Это - один из самых сложных и дорогостоящих механизмов в наручных часах, в разы повышающий его цену больше, чем известное имя бренда. Предлагаем разобраться, так ли важен турбийон с практической точки зрения, или это – всего лишь красивый маркетинговый ход.
Турбийон – это специальный механизм, способный частично компенсировать притяжение Земли. Если говорить сухим техническим языком – это устройство, состоящее из баланса и анкерных вилок и колеса. Благодаря ему точность хода часов достигает рекордных ± 0,5 секунд в сутки.
О создании максимально точных часов люди начали задумываться много столетий назад. В 18-19 веках популярностью пользовались карманные часы, чья точность, увы, значительно страдала из-за вынужденного вертикального положения в кармане владельца. Тонкая волосковая пружина баланса подвергалась воздействию силы тяжести, что вызывало неравномерность частоты колебаний и снижало точность карманных часов. Проблема была решена с созданием турбийона – с его помощью в старых моделях часовых механизмов устранялась погрешность хода, связанная с силой притяжения.
Первым «разработчиком» турбийона считается Абрахам-Луи-Берге, основатель компании Breguet. В 1795 году он создал первый в мире турбийон - «tourbillon», что в переводе с французского означает «вихрь». Он представлял собой вращающуюся со скоростью один оборот в минуту клетку, удерживающую основные элементы, необходимые для измерения времени. Благодаря турбийону рывки пружины под действием силы тяжести в одном направлении прекратились.
Интересно, что изначально изобретение часовщика не оценили по достоинству – отметили, как интересное усложнение, но отнеслись достаточно скептически и настороженно. Причина была проста – турбийон отличался большим размером и внушительным весом, для его создания требовалось большое количество деталей, что делало просто физически невозможным его наличие в миниатюрном корпусе часов.
Решение нашлось позже - на смену турбийону Бреге пришел сверхточный турбийон конструкции Preciplus. Часовые мануфактуры наконец разглядели в механизме огромный потенциал и стали активно выпускать модели с турбийоном. Кроме того, мировые часовые мануфактуры решили не останавливаться на достигнутом - в 1894 году британский часовщик Бэйн Бонниксен изобрел модификацию турбийона − карусель. Он разместил в каретке дополнительное промежуточное колесо, увеличивающее скорость вращения клетки. Первоначально скорость вращения составляла 1 оборот раз в 52,5 мин, затем сократилось до 39 минут, а затем и до 4-5 минут. Создавать карусель было проще и дешевле, чем турбийон Бреге, поэтому ею стали оснащать недорогие часы в начале 20го века. Сегодня принцип работы карусели использует ряд швейцарских часовых компаний, таких как Ulysse Nardin и Blancpain.
Традиционно принято выделять два основных вида данного усложнения:
Кроме того, турбийоны также классифицируют по скорости вращения каретки:
Парящий турбийон был создан в 1920 году Альфердом Хельвигом. Это – красивая и эффектная конструкция, которая успешно используется в качестве декоративного элемента – в этом случае циферблат конструируют так, чтобы часть механизма с турбийоном была открыта для обозрения. Конструкция отличается сложностью изготовления – устройство состоит из нескольких десятков мелких деталей, ее толщина может составлять всего 3,5 мм, а минимальное количество деталей – 38.
Разберем подробнее, из чего состоит турбийон и на чем основан принцип его работы.
Турбийон состоит из:
Вся конструкция располагается на вращающейся каретке. Триб анкерного колеса вращается вокруг секундного колеса, закрепленного на платине. На каретке жестко закреплено колесо, которое передает балансу энергию.
Сам создатель первого турбийона – Бреге – считал, что турбийоном можно называть лишь ту конструкцию, в которой геометрические центры каретки и баланса совпадают. Однако сейчас турбийонами также называют и конструкции, в которых ось баланса смещена ближе к краю каретки (например, в моделях от Blancpain или в китайских наручных часах с усложнением).
Изначально Бреге, как мы уже писали выше, создавал турбийон исключительно для карманных часов и размещал его внутри их корпуса в задней части механизма. Для таких моделей часов данное усложнение было вполне оправданным и полезным. С распространением же наручных часов необходимость в турбийоне изменилась – сейчас его эффективность спорна, так как естественное движение руки человека обеспечивает аналогичный эффект против силы тяжести. Поэтому сегодня часовые компании создают модели с турбийоном на циферблате скорее для демонстрации своего мастерства и технического превосходства часов.
Турбийон сегодня – не истинное усложнение, такое, как, например, барометр или индикатор лунных фаз. Его можно назвать декоративным усложнением – из-за сложности конструкции, оригинального дизайна и романтической дани прошлому. Очень часто часовые мануфактуры выпускают часы с турбийоном в виде лимитированных коллекций для поддержания статуса и имиджа бренда.
Часовые технологии в области усложнений продолжают развиваться, и в 2002 году часовщиками Магали Метрейлером и Эриком Кудрей был создан первый гиротурбийон, который вращался по нескольким осям. Часы, оснащенные таким типом турбийона, выпускала швейцарская компания Jaeger-LeCoultre лимитированными сериями.
В 2004 году швейцарская часовая компания Greubel Forsey произвела представила двойной турбийон 30 ° (DT30). Свои часы Greubel Forsey оснастила сразу двумя турбийонами - первый вращался один раз в минуту на 30 ° внутри другой каретки, которая вращалась каждые четыре минуты. Спустя год марка выпустила часы Quadruple Tourbillon à Différentiel (QDT), в которых уже независимо использовались два двойных турбийона.
Сегодня часы с турбийоном – это желанный объект любого уважающего себя часового коллекционера. Цена швейцарских часов преимум-сегмента с турбийоном начинается от нескольких сотен тысяч долларов – в основном благодаря сложностью конструкции механизма (для его создания требуется множество деталей, размещающихся на расстоянии всего в несколько миллиметров друг от друга и наличие специальных инструментов). Кроме того, создание турбийона – это практически на 100 процентов ручная работа, требующая особого мастерства, усидчивости и навыка. Тем не менее, устройство продолжают использовать как дань уважения к часовому искусству.
Современные часовые компании стремятся сделать часы с турбийоном доступными большему числу клиентов – например, в 2016 году швейцарская компания Tag Heuer выпустила часы с турбийоном Heuer-02T, стоимостью 16 000 долларов. Внутри этого турбийона используется меньше деталей, что существенно снижает его стоимость. В итоге, часы Tag Heuer Heuer-02T стали самыми дешевыми швейцарскими часами с турбийоном.
Часы с турбийоном – это настоящий маленький шедевр искусства на вашей руке, который привлекает внимание и требует особого – бережного и тщательного – ухода. Мы рекомендуем вам обращаться за помощью в обслуживании таких часов в специализированные сервисные центры – так вы можете быть уверены, что ничто не повредит хрупкий механизм вашего аксессуара.