В 2022 году Федерация швейцарской часовой промышленности (FH) сообщила, что за этот год эта маленькая страна, не имеющая выхода к морю, экспортировала часов на сумму 24,8 млрд франков. Эта сумма равна годовому ВВП таких стран, как Макао и Кипр. Но так было далеко не всегда — в нашей новой статье мы рассказываем о долгом пути становления швейцарского часового дела: от взлета до падений и триумфального возрождения.
Сегодня Швейцария — неприступная столица высокого часового искусства. Конечно, Германия, Япония и несколько других стран по всему миру также являются родиной некоторых выдающихся производителей, но с точки зрения размера, масштаба и инфраструктуры никто из них не может сравниться со Швейцарией.
Существует ошибочное мнение, что часовое дело впервые зародилось именно в Швейцарии: это не так. До 1500-х годов созданием часов активно занимались Германия, Франция и Англия. Все изменилось с началом жестоких религиозных реформаций и войн: именитые часовщики, желавшие спастись от революций, бежали в Швейцарию, сохранявшую нейтралитет во время конфликтов на всем европейском континенте.
Большинство из них переехали в город Женева, и приток умелых часовщиков из других стран резко преобразил швейцарскую часовую промышленность. С тех пор Женева сохраняет свою репутацию эпицентра высококвалифицированного швейцарского часового дела.
В конце 1700-х годов Швейцария наконец окончательно наладила массовый выпуск часов, что помогло ей занять лидирующие позиции в отрасли по сравнению с французами и британцами.
В то время как французы отказались внедрять методы массового производства и децентрализации, швейцарцы сделали это своей фишкой. Швейцарские часовщики могли производить часы быстрее, чем любой из их конкурентов. Инновации Швейцарии в часовом деле почти уничтожили промышленность во Франции, а британская часовая промышленность практически рухнула к концу викторианской эпохи. Настал золотой век швейцарского часового дела. Однако во все вмешалась Вторая мировая война.
Швейцария, конечно, оставалась стратегически нейтральной на протяжении всей войны. Одним из побочных эффектов этого было то, что физическая инфраструктура швейцарской часовой промышленности осталась нетронутой. Да, само производство приостановилось, но тот факт, что швейцарцам не нужно было заново восстанавливать свои силы, а их заводы остались практически нетронутыми, был — наряду с продолжающимся маркетингом швейцарских часов как знака качества и точности — важным фактором, позволившим национальной промышленности получить новую волну популярности в послевоенную эпоху.
Эпоху швейцарских часов с 1950-х по 1970-е годы называют «Золотой эрой», потому что это был исторический пик, когда швейцарцы были мировыми лидерами по производству часов.
Все изменилось с выходом на рынок нового игрока. Послевоенная Япония переживала национальную и технологическую реконструкцию, не похожую ни на одну из тех, что мир видел раньше. Олимпийские игры в Токио 1964 года продемонстрировали этот прогресс миру, и мир, наблюдавший за этими играми, увидел, как имя Seiko становится синонимом инноваций и будущего. Пять лет спустя Seiko снова ошеломили мир моделью Astron, первыми в мире наручными часами с кварцевой регулировкой.
Мир захватила кварцевая лихорадка: технически продвинутые возможности японских часов позволили невероятно точным, а главное бюджетным и доступным моделям заполонить рынок, снова поставив швейцарцев в невыгодное положение. Этот «кварцевый кризис» сильно ударил по Швейцарии, и только в 1990-х годах ее бизнес снова начал налаживаться.
В попытке обойти кварцевый кризис швейцарцы сделали то, что они делали уже много раз до этого: переосмыслили и адаптировали свой бизнес.
Роскошные часы всегда были неотъемлемой частью часового дела, но в 1990-х годах такие бренды, как Omega, IWC и TAG Heuer, выдвинулись на более высокий уровень, задав часовой промышленности совершенно новый уровень: наручные часы теперь стали символом статуса и престижа. Возросло внимание к высокому часовому искусству — неудивительно, что в 90-х годах турбийон как символ качества снова вошел в моду. Вместе с этим появились швейцарские бренды, предлагавшие качественные часы по доступным ценам: Swatch занял одну из лидирующих позиций в это отрасли.
Швейцарские часы снова стали эталоном качества, красоты и надежности — теперь они показывали, что настоящее искусство тоже может быть массовым.
Сегодня Швейцария является единственным крупнейшим хранилищем традиционных технологий и инфраструктуры часового дела в мире. Это — бьющееся сердце часовой культуры.
Но теперь Швейцария не стоит отдельно от всех: талантливые мастера, обученные в Швейцарии, возвращаются в свои родные страны, чтобы создавать шедевры. Сейчас всемирно известные часовщики работают в Германии, Японии, Нидерландах, Англии, Финляндии и других странах. География сыграла важную роль в зарождении швейцарской часовой промышленности, но именно культурная сила швейцарского часового дела сделала их часы тем, чем они являются сегодня.
Мы подготовили для вас краткий экскурс по истории швейцарских часов в цифрах и фактах. Здесь — только самые важные моменты:
Швейцария продолжает развивать и улучшать свою часовую промышленность, активно пользуясь новыми технологиями: в 2017 TAG Heuer выпустили смарт-часы Connected Modular 45, разработанные в сотрудничестве с Google и Intel.