Впервые представленные в 1952 году, часы Breitling Navitimer — настоящая квинтэссенция хронографов для пилотов, а также одни из самых узнаваемых швейцарских часов в мире. Изначально нацеленные исключительно на профессиональных летчиков, Navitimer в итоге сыграли важную роль в популяризации жанра часов-авиаторов и бренда Breitling в целом. В нашей новой статье мы подробно ознакомим вас с удивительной историей этих культовых часов, расскажем о том, как они превратились в икону в своей сфере, а также представим краткий обзор современных Navitimer.
Немецкий иммигрант Леон Брайтлинг основал свою одноименную часовую фирму в Сент-Имье, Швейцария, в 1884 году. Он специализировался на создании секундомеров и других приборов для измерения времени, используемых в военных и промышленных областях, а также в спортивных состязаниях.
Рост популярности автомобилей и самолетов в начале 20 века вдохновил Брайтлинга и его сына Гастона, который взял на себя управление фирмой в 1914 году, на создание ряда изобретений, некоторые из которых были запатентованы, и которые оказали влияние на мир часового дела в будущем. Так, Леон выпустил одни из первых часов с восьмидневным запасом хода в 1893 году и хронограф с беспрецедентной точностью в ⅖ секунды в 1896 году.
Гастон же сегодня известен как изобретатель первого наручного хронографа с независимым толкателем, отдельным от заводной головки, что позволяло управлять функциями остановки, запуска и сброса.
После смерти Гастона в 1927 году 19-летний Вилли Брайтлинг занял пост председателя компании, и не только продолжил традицию смелой технической изобретательности, заложенную его отцом и дедом, но и заложил основы современной идентичности Breitling как ведущего часового бренда, связанного с авиацией.
Все началось в 1938 году, когда над Европой нависла угроза Второй мировой войны — Вилли создал подразделение Breitling's Huit Aviation Department («huit», что по-французски означает «восемь»), задачей которого было производство очень точных и надежных бортовых приборов для измерения времени, подходящих для сложных условий кабины военного самолета.
В 1939 году Королевские военно-воздушные силы Великобритании (RAF) стали первыми из военно-воздушных сил нескольких стран, которые обратились к Breitling за поставкой хронографов для приборных панелей, которые отличались восьмидневным запасом хода.
История Navitimer на самом деле начинается в 1940 году, вскоре после того, как Breitling начали производство хронографов для приборной панели.
В том же году Breitling представили еще одно запатентованное изобретение: первые часы, оснащенные логарифмической шкалой на вращающемся безеле, которые могли использоваться специалистами для выполнения важных расчетов и преобразований.
Основанная на логарифмической линейке E6B, разработанной математиком Робертом Марселем — которая позволяла пользователям конвертировать показатели между стандартными милями, километрами и морскими милями, важнейшими единицами для авиации — многофункциональная шкала могла использоваться одновременно с функцией хронографа часов для определения таких факторов, как расход топлива, пройденное расстояние и скорость набора и снижения.
Breitling назвал эти универсальные часы Chronomat (сочетание слов «Chronographe» и «Mathématique» ) и выпустил их в свет в 1941 году. Они имели запатентованный циферблат bicompax с тахиметрической, пульсометрической и телеметрической шкалами, а также безель логарифмической линейки для дополнительных расчетов и были оснащены швейцарским калибром Venus Caliber 175 с ручным заводом.
После завершения Второй мировой войны и наступления золотого века авиации, Вилли Брайтлинг работал согласно требованиям эпохи — и выпустил первый Navitimer в 1952 году.
Подобно Chronomat, он получил свое название от словосочетания «Navigation» и «Timer», и во многих отношениях был явным преемником своего военного предшественника, вобрав в себя все самое лучшее: многофункциональную шкалу логарифмической линейки и калибр Venus 178, «потомок» механизма Chronomat первого поколения.
Что отличало Navitimer, так это его возросшая актуальность для пилотов — шкалы логарифмической линейки, нанесенные на двунаправленно вращающийся ребристый безель, которым пилот мог легко управлять руками в перчатках. На «12 часах» на самых ранних моделях Navitimer был стилизованный силуэт самолета, который служил эмблемой Ассоциации владельцев и пилотов самолетов (AOPA), правозащитной группы, созданной в 1932 году, членам которой были проданы первые Navitimer.
Вилли Брайтлинг был не только изобретательным дизайнером часов — он был также проницательным маркетологом. В течение первых нескольких лет существования Navitimer пилоты и специалисты по авиационной промышленности были фактически единственными, кто мог их купить. Но в 1954 году Breitling выпустили первые доступные для «обычной» публики 43-миллиметровые часы для пилотов с их компактным аналоговым «бортовым компьютером», и произвели этим настоящий фурор.
Часы Navitimer, в которых к 1954 году использовался механизм Valjoux 72 с ручным заводом, продолжали совершенствоваться на протяжении 1950-х и 1960-х годов: контрастные дополнительные циферблаты появились уже в 1957 году, безели с ребристыми краями уступили место безелям с зубчатыми краями около 1965 года, а первые часы Navitimer с автоматическим механизмом — легендарный калибр Chrono-Matic — дебютировали в 1969 году. В самом большом размере корпус Navitimer достигал внушительных 48 мм.
Несмотря на то, что часы Navitimer теперь были доступны широкой публике, они, несомненно, оставались любимыми часами среди пилотов всех типов — коммерческих, военных, и даже астронавтов, многие из которых были набраны из мира военной авиации.
Так, во время полета по программе «Меркурий» в 1961 году, астронавт Скотт Карпентер, капитан команды, носил именно часы Navitimer. Карпентер обратился к Breitling и NASA с предложением создать «космическую» версию классических часов Navitimer — с большим вращающимся безелем, который можно было бы держать в более тяжелых перчатках, и чья часовая стрелка пересекала бы 24-часовую шкалу один раз в день, а не 12-часовую шкалу дважды, что было бы лучше для астронавта в космосе, чтобы отслеживать время суток на Земле. Breitling согласились, и Карпентер носил часы, позже названные Cosmonaute, во время своей миссии 1962 года на борту космической капсулы Aurora 7, опередив Omega Speedmaster в космосе на семь лет.
В 1970-х годах наступил кварцевый кризис и смена владельца Breitling. Вилли Брайтлинг продал компанию в 1979 году инженеру-электронщику, энтузиасту авиации и ветерану швейцарских вооруженных сил Эрнесту Шнайдеру, который в 1982 году перенес ее штаб-квартиру в Гренхен.
В отличие от других руководителей швейцарских часов того времени, Шнайдер принял новую кварцевую технологию, и решил использовать ее в своих интересах. Navitimer были среди нескольких моделей Breitling, которые были адаптированы для нужд кварцевой эры, причем первый светодиодный Navitimer (Ref. 9106) появился на рынке в 1977 году, а его преемник, версия с ЖК-дисплеем (Ref. 9416, выше), последовал за ним вскоре после этого. Эти модели и их преемники сохранили теперь уже культовый безель с логарифмической линейкой, но заменили традиционные аналоговые циферблаты на цифровые дисплеи, которые были в моде в то время.
Играя на ностальгии коллекционеров, которые все еще скучали по классическому механическому Navitimer, Breitling выпустил Ref. 81600 «Old Navitimer» в 1985 году, с аналоговым циферблатом и калибром с ручным заводом на основе Lemania 1873. Первые часы Navitimer с логотипом Breitling в виде крылатого якоря на циферблате, они стали известны как «Serge Gainsbourg» в честь легендарного французского поп-музыканта, который носил их регулярно.
На протяжении 1980-х и в новом тысячелетии Шнайдер и его сын Тедди, который станет его преемником у руля компании в 1990-х, еще больше укрепили связи Breitling с авиацией и пилотами, подписав долгосрочное соглашение с голливудской звездой и пилотом-любителем Джоном Траволтой и расширив спонсорство бренда с помощью различных авиашоу.
В 2009 году, когда возрождение роскошных механических часов снова было в самом разгаре, Breitling отметили еще одну веху в истории своего часового дела, выпустив свой первый полностью мануфактурный механизм — автоматический, сертифицированный COSC хронометр Caliber B01.
Механизм, который был примечателен своей интегрированной функцией хронографа и впечатляющими 70 часами хода при полном заводе, в некотором роде представлял собой кульминацию часового искусства Breitling. Впервые он был установлен в современной модели Breitling Chronomat, которая была возрождена в 1984 году, и стал стандартом во многих часах Breitling в будущем.
Ниже вы можете найти краткий обзор всех вариаций Breitling Navitimer, которые в настоящее время представлены на рынке.
Breitling Navitimer B01 Chronograph 46
Самый крупный вариант в семействе Navitimer, B01 Chronograph 46, доступен в нескольких версиях корпуса из нержавеющей стали и одной версии из 18-каратного розового золота. Его двухцветные циферблаты варьируются от черного и синего, оба с серебристо-белыми дополнительными циферблатами; до темно-зеленого с черными дополнительными циферблатами и серебристо-белого с черными дополнительными циферблатами в модели полностью из розового золота.
Breitling Navitimer B01 Chronograph 43
Чуть менее крупный вариант в семействе хронографов, Navitimer B01 имеет корпус диаметром 43 мм и толщиной 13,6 мм, что лишь немного тоньше, чем у его старших собратьев. Здесь вы найдете несколько интригующих вариантов расцветки, включая ледяной синий, мятно-зеленый, медный и серебристо-серый, все с контрастными черными дополнительными циферблатами и с ремешками из кожи аллигатора. Доступны два варианта браслета.
Breitling Navitimer B01 Chronograph 41
Разработанные для запястий меньшего размера, но при этом все еще имеющие встроенный механизм хронографа B01, 41-миллиметровые модели предлагают ряд цветов циферблата в унисекс-оттенках, включая серебристую и светло-зеленую «фисташковую» модели, обе с контрастными белыми (а не черными) дополнительными циферблатами. Три модели выполнены из нержавеющей стали, одна из 18-каратного розового золота, и оснащены прошитыми ремешками из кожи аллигатора или металлическими браслетами.
Breitling Navitimer Automatic 35/38/41
В 2018 году Breitling решили выяснить, как будут выглядеть ее культовые часы-хронограф без фирменного усложнения. Так родились Breitling Navitimer Automatic.
Циферблаты Navitimer Automatic сохраняют знакомую двунаправленную внутреннюю шкалу логарифмической линейки, но отказываются от классического вида с тремя циферблатами в пользу более простого подхода с тремя стрелками и датой. Несомненно, предназначенные для привлечения женской аудитории, Navitimer Automatic начинаются с очень женственного (для Breitling) 35 мм и заканчиваются тем же «унисекс» размером 41 мм, что и самые маленькие их хронографы; промежуточное положение занимают версии 38 мм. 35-миллиметровые Navitimer Automatic включают модели с перламутровыми циферблатами, инкрустированными бриллиантами.
Breitling Navitimer B02 41 Cosmonaute
Современная версия Cosmonaute, выпущенная в 2022 году, в год 60-летия миссии NASA, которая сделала ее знаменитой, имеет корпус из нержавеющей стали диаметром 41 мм и калибр Breitling B02. Последний идентичен базовому калибру B01 практически во всех отношениях — сертификация COSC, хронограф с колонным колесом, 70-часовой запас хода — но заводится вручную, а не автоматически, как и механизм в предшественнике этих часов 1962 года. Переизданная версия выпущена ограниченным тиражом в 362 экземпляра и сочетает в себе корпус из нержавеющей стали с платиновым безелем и символичным циферблатом с 24-часовой «космической» разметкой. Детали механизма, видимые за сапфировой задней крышкой, имеют специальные гравировки, которые отсылают к Скотту Карпентеру и миссии Mercury 7.
Breitling Navitimer Ref. 806 1959 (переиздание)
Когда в 2019 году Breitling решили перевыпустить одну из самых популярных винтажных версий Navitimer, Ref. 806 1959 года, они тщательно воссоздали все детали того периода, вплоть до количества бусин — 94 — по краю вращающегося безеля.
Стальной корпус также повторяет размеры оригинала — довольно скромные и соответствующие эпохе 41 мм — и даже оснащен акриловым куполообразным стеклом над циферблатом вместо более современного сапфирового. Полностью черный циферблат с дополнительными циферблатами тон в тон повторяет циферблат оригинала, как и винтажный логотип Breitling со всеми заглавными буквами и крылатая эмблема (вместо эмблемы AOPA) на 12 часах. Механизм внутри, калибр B09, представляет собой еще одну версию B01 с ручным заводом, имеющую сертификат хронометра COSC и запас хода 70 часов.