Необходимость считывать время в темноте была проблемой для производителей часов на протяжении многих сотен лет. Первое решение было не визуальным, а звуковым: были созданы часы, которые могли отбивать текущий час и минуту по требованию — репетиры. В 1900-х годах появился более практичный вариант: циферблат стали покрывать специальной краской, которая светилась в темноте. Однако теперь появились новые вопросы: насколько она практична, долговечна, а самое главное — безопасна. Особенно это касалось популярной тритиевой подсветки, мнения о которой расходятся до сих пор. В нашей новой статье мы готовы ответить на все ваши вопросы и развеять самые известные мифы.
Первым материалом, примененным для ночной люминесценции, была радиевая краска, которая, благодаря периоду полураспада радия в 1600 лет, обеспечивала длительное свечение в течение всего этого периода.
Вся загвоздка состояла в том, что, как следует из названия, радий (в частности, радий-226, который использовался в качестве основы в веществе «Radiomir» для часов Panerai) являлся радиоактивным.
В 1920-х годах женщины-работницы фабрик, которые красили циферблаты часов соединениями радия, начали заболевать и умирать с пугающей скоростью, что привело к судебным искам против компаний, которые производили этот материал, и, в конечном итоге, к принятию более безопасных условий труда и отказу от радия как светящегося вещества в часовом производстве к 1960-м годам.
На короткое время радий заменили соединением под названием прометий (Pm-147), которое было менее радиоактивным, но имело период полураспада всего два с половиной года и, следовательно, гораздо более короткий период свечения. Следующим был тритий H-3, радиоактивный изотоп водорода с приличным периодом полураспада в 12 лет и гораздо менее опасный для работы, чем радий.
Тритий, который использовался в небольших количествах для увеличения взрывной силы атомной бомбы, взорванной в мае 1951 года над атоллом Энетавак, однако, все же не был полностью безвредным. Он мог просачиваться через корпус в кожу владельца. Краски на основе трития на циферблатах, которые использовались многочисленными часовыми брендами, включая Rolex, были полностью запрещены в 1998 году.
Использование трития по большей части было полностью вытеснено нерадиоактивным светящимся веществом, которое появилось еще в 1941 году благодаря японскому изобретателю по имени Кензо Номото. Получив контракт от японских военных на изготовление светящейся краски для датчиков самолетов времен Второй мировой войны, Номото сосредоточился на создании фосфоресцирующей, нерадиоактивной краски для нанесения на циферблаты часов после окончания войны.
В 1962 году он основал собственную компанию, которая в конечном итоге разработала инновационное вещество LumINova в 1993 году. В отличие от всех материалов, которые ему предшествовали, LumiNova — сегодня больше известный как Super-LumiNova и названный так фирмой, которая теперь производит его в Швейцарии — отличался тем, что он действовал как своего рода поглощающая свет и накапливающая энергию батарея.
Вещество не светится само по себе, а активируется или «заряжается» внешним источником света, который, по сути, поглощает циферблат ваших часов в течение дня. Солнечного света вполне достаточно, чтобы заставить циферблат ярко светиться ночью, после чего на следующий день его снова придется «заряжать».
Super-LumiNova сегодня повсеместно распространен в часовой индустрии, даже больше, чем многие себе представляют: например, вещества ChromaLight от Rolex и IndiGlo от Timex, если брать две самые крупные торговые марки, также являются переименованными типами LumiNova.
Однако тритий все еще имеет своих приверженцев в часовом бизнесе — особенно среди компаний, создающих военные часы — даже после того, как Super-LumiNova практически вытеснила все другие составы на рынке.
В конце концов, тритий все еще более яркий и долговечный светящийся материал, чем Super-LumiNova, и ему не требуется внешний источник света, чтобы «зарядить» его в ночное время. Оставалось лишь найти способ использовать его безопасно.
Умное решение появилось в конце 1990-х годов, и теперь его приняли несколько часовых брендов, которые не только по-прежнему регулярно используют тритий, но и сделали его своей фирменной «фишкой».
Процесс заключается в помещении небольших количеств H3 в крошечные узкие стеклянные трубки, которые менее проницаемы, чем часовое стекло над циферблатом, а также обработаны на своих внутренних поверхностях специальным фосфорным порошком, который вступает в реакцию с тритием запускает процесс свечения. Трубки стратегически размещаются в ключевых частях циферблата часов, под стеклом, для максимального эффекта освещения — традиционно это стрелки, часовые маркеры и цифры. Так опасный тритий был «приручен» человеком.
Поскольку трубки запаяны лазером, процесс реакции продолжается непрерывно. Конечный продукт часто называют «GTLS» для краткости — от Gaseous Tritium Light Source.
Поклонники этих современных «тритиевых часов» — большинство из которых позиционируются исключительно как специфические часы-инструменты, а не обычные аксессуары — считают их сверхяркое ночное свечение одной из самых привлекательных особенностей.
Тритиевые часы могут светиться в течение 25 лет (хотя многие служат дольше). Через 12 лет тритий достигает «периода полураспада», когда его яркость уменьшается. Однако даже самый старый тритий будет светиться дольше и с большей стабильностью, чем традиционная люминесценция.
Краткий ответ — да. Современные тритиевые часы не опасны и не продавались бы, если бы были. Все тритиевые часы имеют рейтинг: T25 или T100. Эти цифры являются мерой общего количества милликюри радиации, испускаемой часами. Показания тритиевых часов исключительно низкие по сравнению с другим ежедневным воздействием обычного излучения.
Как и любой другой материал, тритий имеет как плюсы, так и минусы. К первым относят:
У тритиевых часов существует лишь один минус, вытекающий из их плюсов — яркость, которая кому-то может показаться излишней. Особенно это касается T100.
Тритиевые циферблаты наиболее часто можно встретить у брендов Luminox, Traser, Nite и Marathon: все они поставляют часы военным подразделениям. Тритиевые часы были стандартной комплектацией элитных подразделений в течение многих лет, включая британские SAS и US Navy SEALs. Четыре упомянутых бренда имеют большой опыт работы с этим материалом и проектируют циферблаты для максимизации производительности трития.