Продолжаем тему ностальгии по советским временам – наша новая статья посвящена крутым военным часам, созданным в СССР. Подробно рассказываем о любимых часах космонавтов, водолазов и покорителей Северного полюса.
На руке Юрия Гагарина во время его первого полета в космос были Штурманские часы Первого Московского часового завода.
Данная модель была оснащена противоударным механизмом с 17 камнями, хромированным корпусом с диаметром 33 миллиметра и улучшенной водонепроницаемостью.
После полета Гагарин подарил часы Первому Московскому часовому заводу. Такие же часы были на запястье первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
Первый в мире человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов, предпочитал часы «Стрела». Они выпускались Первым Московским Часовым Заводом и имели механизм с 19 камнями, секундомер и 45-минутный накопитель. Часы выпускались специально для ВВС СССР с люминесцентными и обычными циферблатами, а также шкалами для определения скорости (тахиметрической) и расстояния до источника звука (телеметрической).
Часы «Стрела» выпускались для советских космонавтов более 20 лет.
Немного позднее появились часы «Океан». Изначально они предназначались для использования в ВМФ, но в 1979 году стали заменой «Стрелы». Механизм часов был основан на работе калибра Valjoix 7734, лицензия на производство и оборудование часов были специально закуплены в Швейцарии.
Кстати, советские электронные часы испытание невесомостью не прошли - их микросхемы не выдерживали нагрузок.
Часы марки «Стрела» изначально выпускались для военных летчиков – простым людям их покупка была недоступна. Но при этом часы активно шли на экспорт и пользовались популярностью за рубежом.
Модель «Стрела» впервые была выпущена Первым Московским часовым заводом в 1959 году. Внутри находился механизм с 19 камнями, имевший запас хода до 37 часов, для создания которого за основу был взят швейцарский калибр Venus 150.
В 1964 году все бренды Первого Московского часового завода были объединены в марку «Полет», и «Стрела» была закрыта.
Часы «Штурманские» также изначально предназначались для летчиков - первые модели появились и начали поставляться в ВВС СССР в 1949 году. Выпускал их также Первый московский часовой завод им. Кирова.
Часы «Полюс» - еще одна марка производства МЧЗ. Это – достаточно редкие часы, выпущенные лимитированным тиражом в начале шестидесятых.
Часы не попали в свободную продажу, так как предназначались для профессионалов - полярников, несших вахту на Северном полюсе, а также в целом для людей, работающих в экстремальных условиях.
Уникальность часов заключалась в их высоких антимагнитных свойствах. Достигались они благодаря двум экранам, защищающих калибр: один антимагнитный экран стоял со стороны крышки, другой - за циферблатом. В итоге часы сохраняли точность хода при любых температурах.
Культовые часы «Восток-Амфибия», созданные более 50 лет назад, до сих пор поражают своей функциональностью и пользуются огромной популярностью – это были первые советские часы для дайвинга, которые могли бы конкурировать с такими марками, как Blancpain или Rolex.
Инженеры Чистопольского часового завода «Восток» Михаил Новиков и Вера Белова создали такие часы «с нуля» - так появились «Восток-Амфибия».
Уникальность часов заключалась в их авторской конструкции: стекле толщиной 3 мм, стальном корпусе (вместо традиционного латунного), водозащите от 200 до 300 м (в зависимости от типа модели – гражданской или профессиональной).
«Амфибия» отлично показала себя не только под водой, но и в космосе - в 1975 году часы надел космонавт Георгий Гречко. Он провел на станции «Салют-4» почти месяц - за это время «Амфибия» ни разу не дала сбой.
Водолазные часы Златоустовского часового завода также пользовались большой популярностью у подводников – это были крупные часы (6 см в диаметре), крепившиеся поверх водолазного костюма.
В целях герметизации их заводная головка имела резьбу, а корпус был цельным и выполнен из нержавеющей стали.
В те годы на циферблатах активно использовалась радиоактивная светомасса, поэтому данные часы излучают достаточно высокий уровень радиации. Однако носить такие часы непосредственно на руке из-за их массивных размеров неудобно, а вот поверх водолазного костюма как раз комфортно и безопасно - на рукаве скафандра циферблат направлен наружу, и до кожи через все слои металлического механизма, стального корпуса, одежды и скафандра доходит очень небольшой радиационный фон.